Основы охраны здоровья граждан РФ по федеральному законодательству

Основы охраны здоровья граждан РФ по федеральному законодательству

ФЗ об охране здоровья граждан регламентирует отношения, которые возникают в сфере здравоохранения. В законе описаны основы охраны здоровья (правовые, экономические и организационные), права и обязанности пациентов и специалистов, оказывающих медицинские услуги, и т. д.

О чем закон

Федеральное законодательство об основах охраны здоровья определяет:

  • правовые и организационные основы здравоохранения;
  • права и обязанности пациентов, относящихся ко всем группам населения, а также гарантии выполнения этих прав;
  • обязанности законодательных органов (как местных, так и федеральных) в области охраны здоровья;
  • обязанности и права медицинских работников, а также организаций, которые оказывают услуги медицинского характера.

Принципы охраны здоровья

Основы охраны здоровья граждан РФ по федеральному законодательству

Главными принципами охраны здоровья в России являются следующие:

  • необходимость соблюдения прав пациентов и обеспечение реализации этих прав со стороны государства;
  • приоритетными являются интересы гражданина, обратившегося за медицинской помощью;
  • охрана здоровья детей является приоритетным направлением в области здравоохранения;
  • граждане, ставшие инвалидами или утратившие здоровье, должны получать поддержку со стороны государства;
  • за невыполнение принципов, описанных в законе, органы местного управления и должностные лица должны нести ответственность;
  • медицинская помощь должна быть качественной и доступной;
  • гражданину не может быть отказано в оказании медицинской помощи;
  • врачебная тайна должна соблюдаться при любых обстоятельствах.

ВАЖНО! Врач несет ответственность за разглашение третьим лицам информации, которую сообщает пациент. Исключением являются ситуации, когда эти сведения необходимы для раскрытия уголовного дела.

О полномочиях государства

Государства обязано:

  • проводить единую политику в сфере здравоохранения;
  • заниматься защитой прав и интересов граждан, обращающихся за медицинской помощью;
  • управлять государственной собственностью, которая используется в области здравоохранения;
  • заниматься организацией системы санитарной охраны на территории страны;
  • заниматься обеспечением единого санитарно-эпидемиологического надзора на территории Российской Федерации;
  • организовывать обеспечение медицинской помощью граждан, оказавшихся в зоне ЧС;
  • выдавать лицензии на отдельные виды деятельности в сфере охраны здоровья (выдавать лицензии частным клиникам, специалистам, оказывающим определенные услуги, и т. д.);
  • следить за соблюдением регламентов в области охраны здоровья;
  • вносить изменения в действующие протоколы и стандарты оказания медицинской помощи;
  • следить за тем, чтобы актуальные протоколы были доступны работникам системы здравоохранения;
  • вводить единые системы баз данных, используемые для нужд здравоохранения;
  • организовывать системы первичной медицинской помощи;
  • организовывать оказание скорой и неотложной помощи;
  • организовывать системы обеспечения граждан донорской кровью и ее компонентами;
  • заниматься организацией медицинской помощи спортсменам, которые играют за сборные команды России;
  • заниматься проверкой качества изделий медицинского назначения, а также побочных и нежелательных действий лекарственных препаратов, которые применяются на территории Российской Федерации;
  • следить за достоверностью статистических исследований, которые проводятся лечебно-профилактическими учреждениями;
  • организовывать и координировать проведение научных исследований и разработок в области охраны здоровья;
  • организовывать сотрудничество российских и зарубежных учреждений, занимающихся оказанием услуг медицинского характера;
  • обеспечивать лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, препаратами, необходимыми для поддержания нормального состояния здоровья и контроля за течением заболевания;
  • организовывать обеспечение больных туберкулезом (в том числе и зараженных бактериями, имеющими широкую лекарственную устойчивость) всеми необходимыми лекарствами и изделиями медицинского назначения;
  • организовывать системы лицензирования и сертификации специалистов, которые имеют право на оказание услуг медицинского характера.

О правах и обязанностях граждан

Основы охраны здоровья граждан РФ по федеральному законодательству

Права пациента по ФЗ 323 регламентируются одной из статей. Пациенты (то есть любые граждане, обратившиеся за медицинской помощью), имеют следующие права:

  • на охрану собственного здоровья;
  • на получение медицинской помощи;
  • на возможность отказаться от любого медицинского вмешательства (после информирования врачом о возможных последствиях этого отказа);
  • на выбор врача, оказывающего помощь, и лечебно-профилактического учреждения, где эта помощь будет оказана;
  • на получение сведений о собственном здоровье. Информация должна предоставляться в доступной для пациента форме. Врач должен проинформировать пациента о результатах диагностических обследований, о диагнозе и о прогнозе заболевания, а также о существующих рисках, которые могут возникнуть как при диагностике, так и во время лечения.

Обязанности граждан следующие:

  • обязанность заботится о собственном здоровье, заниматься профилактикой заболеваний и вести здоровый образ жизни;
  • обязанности как минимум раз в год проходить регулярные медико-профилактические осмотры;
  • при наличии заболевания, опасных для окружающих (ВИЧ-инфекция, туберкулез) гражданин обязан проходить лечение и выполнять меры по предотвращению заражения других лиц;
  • при прохождении лечения гражданин должен соблюдать предписанный врачом режим, а также не нарушать правила пребывания в лечебно-профилактическом учреждении.

Одним из важнейших прав пациента является его право на дачу добровольного информированного согласия. Давать это согласие могут как сам гражданин, так и его законный представитель. В случае, если при отсутствии оказания помощи гражданин может погибнуть или его состояние резко ухудшится, а сам пациент не имеет возможности выразить свою волю, помощь может оказываться без его согласия.

ВАЖНО! Услуги медицинского характера должны оказываться на добровольной основе. При желании можно отказаться от оказания этих услуг (частично или полностью). Задача медика — объяснить пациенту, чем чреват подобный отказ.

Об организации охраны здоровья

Организация охраны здоровья включает в себя следующие меры:

  • регулирование государством отношений, возникающих в области здравоохранения;
  • разработка мероприятий, которые направлены на прекращение распространения инфекционных заболеваний, а также болезней, относящихся к категории общественно опасных (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция);
  • организация оказания первой помощи (в том числе и лицам, у которых диагностированы редкие, или орфанные, заболевания);
  • обеспечение благоприятной санитарной и эпидемиологической обстановки;
  • обеспечение нуждающихся граждан всеми необходимыми лекарственными препаратами и лечебным питанием, а также изделиями медицинского назначения. Этот пункт касается лекарств, которые входят в список жизненно необходимых;
  • управление деятельностью в области охраны здоровья;
  • развитие и совершенствование российской системы здравоохранения.

ВАЖНО! Согласно закону, пациенту не может быть отказано в оказании медицинской помощи. Так же не может взиматься плата за услуги, которые должны оказываться на безвозмездной основе. Особенно это касается неотложной помощи, которая должна оказываться даже при отсутствии добровольного информированного согласия со стороны пациента.

О проведении врачебной экспертизы

Врачебная экспертиза — исследование, главной целью которого является установление состояния здоровья человека, а также выявление факторов, которые могут оказывать влияние на его трудовую деятельность. Также в задачи экспертов входит установление связи между каким-либо событием (например, получением травмы на производстве) и состоянием здоровья гражданина.

В нашей стране, согласно приказу, могут быть проведены следующие виды экспертиз:

  • экспертизы для выявления временной нетрудоспособности;
  • медико-социальная экспертиза;
  • военно-медицинская экспертиза;
  • судебно-медицинская экспертиза.

Также может быть назначена экспертиза качества оказания медицинских услуг. Главными критериями оценки качества оказания помощи являются соблюдение принятых стандартов и протоколов, которые утверждены федеральными органами исполнительной власти. Современные медики должны оказывать помощь в соответствии с этими протоколами, и в том случае, если врач не выходил за пределы предписанных действия, а состояние пациента ухудшилось, претензии следует предъявлять не специалисту, а лицам и организациями, которые разработали стандарт оказания медицинских услуг.

ВАЖНО! Если гражданин полагает, что медицинская помощь была оказана недостаточно качественно, он должен обратиться за экспертизой качества медицинской помощи. Обращение в суд на лечебно-профилактическое учреждение или на конкретного специалиста возможно только после проведения такой экспертизы.

О государственном контроле

Государственный  федеральный контроль в сфере здравоохранения включает:

  • оценку качестве оказания медицинской помощи;
  • оценку безопасности оказываемых услуг;
  • контроль за оборотом лекарственных препаратов, особенно наркотических и сильнодействующих;
  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Организацией, которая осуществляет контроль за качеством оказания медицинских услуг, является Минздрав.

ВАЖНО! Если услуги оказаны некачественно, гражданин имеет право на защиту своих интересов. Как правило, первым шагом для этого является написание жалобы. Жалоба может быть адресована как начальству лечебно-профилактического учреждения, так и в судебные инстанции или в Министерство Здравоохранения. Важно помнить, что ответ на жалобу должен быть получен в трехдневный срок.

ФЗ об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации регламентирует всю систему отношений, которая возникает в области здравоохранения. Пациентам очень важно знать свои права и отстаивать их: благодаря этому возможно улучшить всю систему оказания помощи медицинского характера в целом.

Предыдущая
КодексПравовые основы правоспособности и дееспособности в семейном праве
Следующая
КодексОсобенности гражданской процессуальной дееспособности иностранцев
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MedPravo.su
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: