Особенности охраны здоровья детей и подростков: нормативно-правовые акты

Охрана здоровья детей и подростков занимает одну из главных позиций среди приоритетных задач государства. Эта сфера жизни общества требует постоянного совершенствования и контроля. Уровень реализации мер по охране детского и подросткового здоровья является показателем социального здоровья всего общества в целом.

Важно! Понятие здоровья, по смыслу содержания устава ВОЗ, следует трактовать как полное благополучие всех сфер жизнедеятельности человека (физической, социальной, психологической и пр.), а не как отсутствие дефектов и болезней.

Законодательное регулирование охраны здоровья детей и подростков

Основой всего российского законодательства в области здравоохранения является Конституция РФ. Ст. 41 главного закона страны гарантирует право каждого члена российского общество на охрану здоровья и получение медицинской помощи на бесплатной основе в учреждениях Минздрава, осуществляющих деятельность за счет средств бюджетов разных уровней.

Особенности охраны здоровья детей и подростков: нормативно-правовые акты

Во исполнение норм Конституции РФ, направленных на закрепление прав граждан на охрану здоровья, был принят ряд документов — Федеральных законов, основные из которых:

  • «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
  • «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.1998 г.
  • «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.

Для того, чтобы конкретизировать и обусловить осуществление мер по предоставлению государственных гарантий, заложенных Конституцией и Федеральными законами, приняты подзаконные нормативно-правовые акты, в числе которых приказы Минздрава, постановления главного санитарного врача РФ и иные.

Это интересно: Дееспособность малолетних и несовершеннолетних

Организация системы охраны здоровья детей в России

Принцип приоритета охраны здоровья детей, прописанный на законодательном уровне, подразумевает разработку и реализацию комплекса мер социального, нормативного, научного, экономического характера, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности.

Система охраны здоровья включает в себя не только учреждения здравоохранения, где осуществляется диспансеризация, выявление заболеваний и их лечение, но и учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения вне зависимости от форм их организации и финансирования.

Деятельность медицинских учреждений по охране материнства и детства имеет несколько видов:

  • перинатальное наблюдение:
    • антенатальное (охрана жизни матери и плода до момента родов);
    • интранатальное (направлено на снижение детской смертности и поддержание здоровья новорожденных детей (до 28 дней));

      Интересно! Учеными доказано, что здоровье ребенка в первые 12 месяцев жизни зависит от здоровья его биологической матери на 80%.

  • обслуживание детей грудного возраста (до 12 месяцев);
  • диспансерное наблюдение за малышами и школьниками (до 15 лет);
  • диспансеризация подростков (от 15 до 18 лет);
  • оказание помощи в диагностике и лечении заболеваний в условиях поликлиник и стационаров, санаторно-курортных учреждений.

Социальная защита направлена на сохранение социального здоровья. Она имеет два уровня:

  1. Первый (повседневный) — осуществляется непрерывно. Реализуется посредством работы с семьями и в пределах образовательных учреждений. Этот уровень защиты представляет собой социальное оздоровление путем мониторинга и, при необходимости, аккуратного воздействия на среду постоянного обитания ребенка.
  2. Второй (чрезвычайный) — требует немедленного реагирования при выявлении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обусловленную потерей близких, экологической катастрофой, социальным сиротством.

К направлениям социальной защиты относят:

  • профориентация и трудоустройство;
  • выплату пособий;
  • реабилитацию и адаптацию детей;
  • реализацию права на жилище;
  • содействие в получении квалифицированной правовой помощи;
  • организацию оздоровительного отдыха детей, проживающих в экстремальных условиях и на территориях с неблагоприятной экологией.

В учреждениях системы образования здоровьесбережение реализуется в виде комплекса направлений:

  • медико-санитарная помощь, предоставляемая в здравпунктах школ и детских садов;
  • обеспечение детей питанием во время нахождения их в учреждении;
  • определение необходимого и допустимого уровня нагрузок при обучении, соблюдение режима;
  • популяризация правильного образа жизни;
  • меры по предупреждению заболеваний, создание условий для оздоровления обучающихся;
  • содействие своевременному прохождению детьми медицинских осмотров;
  • профилактика девиантного поведения;
  • обеспечение безопасности детей в период занятий;
  • обучение педагогического состава приемам оказания первой помощи.

Дополнительная информация

Для всестороннего и объективного обследования детей в рамках образовательных учреждений создаются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).

Особенности охраны здоровья детей и подростков: нормативно-правовые акты

Если ПМПк выявляет серьезные нарушения в здоровье обследуемого, консилиум выдает направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия состоит из врачей нескольких специальностей (логопед, невролог, офтальмолог), психолога, дефектолога, но может включать в себя и других специалистов. ПМПК действует на уровне муниципалитета, имеет большую значимость по сравнению с консилиумом и имеет право присваивать освидетельствованному лицу статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот статус дает возможность получения дополнительных льгот при обучении.

Образовательные учреждения разрабатывают и утверждают порядок проведения иструктажей по безопасности труда и другим видам деятельности, сопутствующим обучению.  Различают вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой и иные виды инструктажей. Инструктаж может быть посвящен безопасности при, например, угрозе террористического акта, повышении зимнего травматизма, экскурсиях, туристских походах и т.д. Проведение того или иного инструктажа фиксируется регистрационной записью в журнале по технике безопасности учреждения.

Это полезно знать: Дают ли инвалидность после удаления почки

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

Наиболее удобная классификация определяет следующие группы факторов, от которых зависит здоровье детей:

  • эндогенные (внутренние причины, к которым можно отнести наследственность, врожденные пороки, внутриутробные воздействия и пр.);
  • экзогенные (внешние факторы, оказывающие влияние на детей уже после рождения):
  • природно-климатические (рельеф, экологическая обстановка, климат и пр.);
  • социально-экономические (уровень жизни, организация быта, питания и пр.);
  • социально-гигиенические (степень воспитанности и обученности детей, навыки гигиены и общий культурно-образовательный уровень).

В повседневной жизни воздействие всех этих факторов на ребенка или подростка происходит непрерывно. Эндогенные факторы во многом определяют состояние объективных физических показателей. Экзогенные же оказывают влияние на уровень социальной адаптации и состояние психики детей.

Проведение мониторинга здоровья обучающихся

Особенности охраны здоровья детей и подростков: нормативно-правовые акты

Осуществление комплексной системы наблюдения за детьми в образовательных учреждениях позволяет отслеживать персональную динамику показателей каждого ученика, а также обобщать полученные результаты и анализировать их. В мониторинге, как правило, участвуют кризисные группы. К ним относят:

  • первоклассников;
  • учеников пятых классов;
  • выпускников 9-го и 11-го классов.

Мониторинг направлен на сбор и обработку информации о физическом, психическом и социальном самочувствии детей. На основе полученных данных каждому из компонентов здоровья присваивают один из уровней:

  • высокий;
  • допустимый;
  • тревожный;
  • критический.

В зависимости от того, какой результат получен, намечаются основные направления работ, подбираются соответствующие методики, корректируются педагогические планы.

Консультирование подростков и профилактическое образование

Трудности подросткового возраста, связанные с психоэмоциональным становлением личности на фоне яркого гормонального всплеска, зачастую отражаются на самоопределении подростка в обществе. Переход ребенка во взрослую жизнь требует осторожного контроля и наблюдения не только со стороны членов семьи, но и психологов, представителей образовательных учреждений и социальных служб.

Наиболее востребованными среди подростков являются следующие виды консультирования:

  • по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;
  • по вопросам нарушения межличностных отношений;
  • по проблемам нарушения внутренней гармонии;
  • по развитию самосознания.

Самое главное в работе специалиста, осуществляющего консультирование, — установить доверительный контакт с подростком. Затем определяются основные проблемы, требующие внимания и коррекции. Прекращение консультативного контакта происходит естественно, когда подросток начинает ясно осознавать свои проблемы и самостоятельно находить правильные пути их решения.

Подведем итоги

Сохранение здоровья детей и подростков, его укрепление являются целью государства и общества. Комплексная и эффективная работа медицинских, образовательных учреждений, органов социальной защиты, направленная на улучшение всех показателей детского здоровья, является залогом надежного будущего нашей страны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MedPravo.su
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector