Права каждого гражданина России закреплены в Конституции РФ, среди них, в том числе и право на медицинское обслуживание. Но что делать, если это право грубо нарушает врач, медсестра, любой другой работник медицинской сферы? Как защитить собственные интересы от посягательств? Поговорим о том, куда жаловаться на врачей и нужно ли это делать, более подробно.
- На что имеет право пациент
- Законодательство
- Когда приходится жаловаться на врачей
- Куда пожаловаться на поликлинику или больницу
- В Министерство здравоохранения
- В прокуратуру
- В суд
- Страховая компания должна защитить права пациента
- Росздравнадзор
- Региональные и местные организации здравоохранения
- Роспотребнадзор
- Как писать жалобу? Форма написания жалобы
- Список прилагаемых документов
- Составление иска в суд
На что имеет право пациент
Помимо права на медицинское обслуживание как услугу, пациент вправе рассчитывать на:
- Уважительное к себе и собственной проблеме отношение. Врач, любой другой работник медицинского учреждения, не должен:
- повышать на больного голос;
- хамить, использовать нецензурную лексику;
- пренебрежительно относиться к больному.
Врач за свою работу получает вознаграждение, поэтому придя на осмотр к конкретному специалисту, гражданин не должен чувствовать себя в роли просителя. За нанесение врачом морального вреда пациенту его привлекают к ответственности, поэтому каждый больной, столкнувшийся с такой проблемой должен знать о том, куда жаловаться на поликлинику или пожаловаться на врача, если он допускает подобное на рабочем месте.
- Сохранение за ним права выбора лечащего врача и медицинского учреждения. Это означает, что, при отсутствии у больного доверия к конкретному врачу или больнице, он может свободно обратиться в другое готовое его принять учреждение, без каких-либо правовых последствий.
- Лечение в благоприятствующих этому условиях. Медицинские учреждения должны ежегодно или ежеквартально проверяться на их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Если при поступлении в стационарное отделение больницы, пациента помещают в грязную палату, выдают плохо выстиранное белье и т.п., он может отказаться от лечения в таких условиях (основания для отказа — ст. 3 ФЗ РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»).
- Консилиум. Пациент вправе потребовать созыва консилиума врачей или обследования у других специалистов, если поставленный ему диагноз вызывает сомнения.
- Врачебную тайну. Медицинский персонал не вправе разглашать сведения, полученные во время обследования и лечения пациента.
- Обезболивающие препараты. Пациент медицинского учреждения вправе рассчитывать на анестезию, если этого требует сложившаяся ситуация.
- Отказ от медицинского обслуживания. Если действия врача, любого другого медицинского работника заставляют больного сомневаться в их компетенции, он вправе отказаться от медобслуживания.
- Получение сведений о состоянии своего здоровья, а также сведений о собственных правах. Лечащий врач обязан информировать пациента о ходе лечения и правах его, как лица, находящегося на излечении.
- Возмещение ущерба, причиной которого стала проявленная медперсоналом халатность или некомпетентность, иные действия. Происходит через суд.
- Подачу жалобы на врачей (образец). На любого врача можно подать жалобу (сначала главврачу, в Министерство здравоохранения, а затем, и в прокуратуру или суд). Не зная, куда жаловаться на больницу, не стоит теряться, в каждом городе есть свои отделы по социальной защите граждан, вот в один из них и следует обратиться за соответствующей консультацией.
- Допуск в медучреждение адвоката. Если этого требует ситуация, в медучреждение, в том числе закрытого типа, допускается адвокат.
- Оказание услуг в рамках действия ОМС. Если у больного есть полис, оплату за медицинские процедуры, в него включенные, не производят. Если врач требует дополнительные средства, ему нужно дать понять, что пациент не заинтересован в оплате и знает все о том, куда можно написать жалобу, скажем на врача поликлиники, ведущего платный прием.
Перед тем как приступить к лечению, врач обязан получить согласие пациента, а если он не в состоянии его дать, то ближайших родственников. Достаточно получения устной формы согласия. Оставить, обратившегося к нему больного, без внимания врач не вправе.
Законодательство
В ст. 41 Конституции РФ указывается, что медицинская помощь оказывается всем гражданам, независимо от материального и правового их положения. Жалобы на медицинское учреждение и врачей принимает Министерство здравоохранения. При этом сотрудники этого органа и сами заявители ориентируются на Приказ Минздрава №493н, где подробно изложены правила подачи заявления. Составляя претензию, истец может руководствоваться также:
- ФЗ РФ №327-РФ, закрепившим основные положения, касающиеся способов охраны здоровья граждан;
- ФЗ РФ №326-РФ, регулирующим вопросы обязательного страхования здоровья граждан;
- УК РФ, ст. 118, 236,237 и 293 которого посвящены нанесению вреда здоровью разной степени тяжести.
Прошение принимают только при наличии подтверждающих документов, видео и фото.
Когда приходится жаловаться на врачей
Жалоба на врача является вполне обоснованной, при условии:
- обнаружения пациентом халатного к себе отношения (жаловаться могут и родственники больных);
- непозволительного завышения цен на медицинское обслуживание, лекарства, требования врачом денег за лечение.
Точного перечня того, на что можно жаловаться, а на что нельзя, не существует. Пациент, знающий о том, куда можно пожаловаться на врачей больницы, вправе написать претензию, к примеру, если ему поставлен неправильный диагноз, что стало причиной значительного ухудшения его здоровья и материального положения.
Важно! Если врач отказывается лечить больного, не указывая причину отказа, это также влечет за собой определенную ответственность, вплоть до уголовной. Важно понимать, что от медицинских услуг могут отказываться сами больные, но медперсонал эти услуги обязан им предложить. Жаловаться можно, в том числе, и на отсутствие своевременной медицинской помощи.
Пример. Вызванный на дом врач отказался приехать, персонал скорой помощи не оказал необходимой помощи больному — все это повод для написания претензии в Минздрав. О том, куда еще можно пожаловаться на больницу и некачественное обслуживание смотрите ниже.
Куда пожаловаться на поликлинику или больницу
Жаловаться нужно правильно, соблюдая порядок подведомственности учреждений. Первой инстанцией в борьбе с халатностью и некомпетентностью, хамством медперсонала является главный врач больницы. Именно ему следует подать соответствующую претензию, указав причину жалобы, имя и фамилию врача, любого другого медработника. Если жалоба на поликлинику остается без внимания или случай слишком серьезный (смерть пациента, нанесение тяжкого вреда здоровью), аналогичную претензию подают и в другие инстанции, возможно, одновременно в несколько ведомств.
В Министерство здравоохранения
С жалобой на медперсонал чаще всего обращаются именно в Минздрав. При этом такое заявление может быть как анонимным, так и публичным. Для принятия претензии этим ведомством достаточно привести подтверждающие или наводящие на мысль о подтверждении факта нарушения врачом этики и морали доказательства. При наличии подозрений Минздрав инициирует проверку. При этом проверяют не только отдельных служащих, но также больницы и поликлиники. В Минздрав можно позвонить по горячей линии.
В прокуратуру
Если врач совершил нечто серьезное, нежели простая грубость в отношении пациента, последний (родственники) вправе пожаловаться в прокуратуру. Чаще всего прокуратурой инициируются в отношении врачей дела, связанные с дачей взяток или требованием оплатить фактически бесплатную услугу.
В суд
При наличии данных о злоупотреблении врачом своим служебным положением, смерти больного, случившейся из-за проявленной медперсоналом неосмотрительности и т.п. случаев, родственники больного (сам больной) вправе писать иск в суд. Выбор судебной инстанции зависит от характера иска. При отклонении иска судом общей юрисдикции всегда сохраняется шанс на то, что его примет к рассмотрению Верховный суд.
Страховая компания должна защитить права пациента
Если права больного были нарушены по вине врача, в дело может вступить страховая компания. Страховщик вправе представлять интересы больного в суде, составлять от его имени иски. Жалобы в страховую компанию на врача принимаются в любом отделении конкретной компании.
Росздравнадзор
В регионах интересы врачей и пациентов защищает Росздравнадзор, поэтому при возникновении каких-либо жалоб на работу больниц и поликлиник, граждане сначала обращаются в это ведомство, и только потом в Министерство здравоохранения.
Региональные и местные организации здравоохранения
На местах (в областных и региональных центрах) действуют представительства Минздрава — департаменты. Точный адрес их можно уточнить на сайте этого ведомства. Для подачи жалобы совсем не обязательно куда-либо ездить, достаточно отправить письмо или электронный запрос.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор не принимает жалобы на врачей, но при возникновении ситуации, связанной с продажей некачественных лекарственных препаратов, направление иска в это ведомство будет не лишним.
Как писать жалобу? Форма написания жалобы
Обращение в Минздрав составляют в произвольной письменной или электронной форме. Четких рамок не установлено, поэтому жалоба может быть изложена в нескольких предложениях или же написана на 2-3 и более листах. Главное, указать:
- от кого исходит заявление (ФИО, адрес проживания, контактный телефон);
- на кого жалуются (имя, должность доктора, адрес и наименование лечебного учреждения);
- причину жалобы (действие/бездействие).
Жалоба может не содержать конкретных требований, а являться лишь информирующим соответствующие органы документом. Если же больной требует компенсации, сразу после изложения причины направления обращения, отмечают, какое наказание, в соответствии с представлениями пациента и действующим законодательством, должен понести врач:
- извиниться публично;
- заплатить штраф;
- уволиться с занимаемой должности.
Конкретное наказание при рассмотрении жалобы выберет Минздрав, но в самой претензии указание лишним его не будет.
Список прилагаемых документов
К жалобе можно приложить:
- копию медицинской книжки больного и других медицинских документов (рентгеновские снимки, выписанные рецепты и т.п.);
- копию квитанций об оплате лечения, чек из аптеки.
Также к рассмотрению принимаются фото и видеоматериалы, могущие доказать степень вины конкретного врача. Все документы должны быть подлинными, при обнаружении недостоверных данных претензию просто оставят без внимания или же привлекут к ответственности уже самого ее составителя по статье «клевета». В конце претензии, сразу после выдвижения требований, отмечают, что жалоба содержит ряд приложений (перечисляют каждый документ по пунктам). Это необходимо на тот случай, если один из документов будет утерян или же специально кем-то уничтожен (такой возможности, особенно если речь идет не просто о моральной компенсации, а о репутации и жизни, исключать нельзя).
Составление иска в суд
Иск о некомпетентности врача, ставшей причиной ухудшения здоровья пациента и даже его гибели, принимают суды общей юрисдикции, а также вышестоящие инстанции. Перед подачей заявления собирают доказательную базу, изучают законодательство. Кроме того, к документу в обязательном порядке прилагают отчет страхового эксперта по ОМС.
Чтобы доказать нарушение в сфере оказания медицинской помощи или халатность достаточно иметь на руках заключение виновного в такой врача и заключение, составленное независимым специалистом, к которому обратились уже после выявления ошибки или халатности. К иску полезно будет также приложить и копию заключения комиссии, собранной по аналогичному иску, направленному в Минздрав. Если в это ведомство еще не обращались, сделать это нужно как можно скорее.
Иск в суд состоит из следующих ключевых частей:
- Шапки. Указывают наименование и адрес суда, ФИО судьи и данные о заявителе, если имя ответчика по делу точно известно, указывают и его.
- Основной части. Здесь:
- описывают т ситуацию (до 2 страниц);
- описывают нарушение;
- обосновывают причину подачи истом иска и выдвинутых в нем требований, подкрепляя все это ссылками на законодательную базу и списком прилагаемых документов;
- определяют вид ущерба (физический или моральный);
- выдвигают требования в сторону ответчика.
- Заключения. Истец подписывает заявление, указывает дату его составления.
Заявление в суд принимают в произвольной форме. Главное при его составлении — обходиться без непечатных выражений.
К сожалению, халатность и некомпетентность медработников, в последнее время проявляются все чаще. Чтобы защитить собственное здоровье и жизнь граждане обязаны знать, куда они могут обратиться в случае хамского отношения и оказания им неквалифицированной помощи.