Массаж входит в число востребованных услуг как в медицинской сфере, так и в индустрии красоты. Существует большое количество техник, которыми может владеть мастер. Для этого он проходит обучение, по окончании которого получает сертификат. Но многие предприниматели задаются вопросом о том, что массаж лицензируется или нет. В каких случаях ее оформления обязательно и что для этого нужно — рассказано в этой статье.
- Массаж — услуга медицинская
- Лицензирование массажа
- На какой массаж нужна лицензия
- Какая инстанция выдает лицензии на массаж
- Список документов, которые необходимо подготовить
- Сколько стоит лицензия на массажный кабинет
- Этапы лицензирования массажного кабинета
- Требования к помещению
- Требования к персоналу
- Получение СЭЗ
- Получение разрешения пожарной службы
- Лицензия массажного салона
- Нелицензированная массажная деятельность
Массаж — услуга медицинская
Возникают споры о том относится ли массаж к медицинской услуге или бытовой. Причина этого вопроса возникает из-за того, что эта процедура есть в прейскуранте салонов красоты. Все мастера предоставляют сертификаты о прохождении обучения, а лицензирование проходят не все, объясняя это тем, что проводимый массаж — бытовой.
Медицинский массаж проводят не только в соответствующих учреждениях. Он считается таковым, если клиент — лицо, имеющее заболевание или проходящее реабилитацию. Данная услуга направлена на восстановление и поддержание здоровья. Если оказываемая услуга не соответствует прописанным стандартам СПА-процедуры.
Независимо от названия услуги, какие техники использует мастер, процедура будет считаться медицинской. Для ее проведения нужна лицензия на массажные услуги.
Лицензирование массажа
Предприниматели не спешат проходить лицензирование массажного кабинета, руководствуясь тем, что они оказывают его в не медицинских целях. Основное их отличие — цели использования. Бытовой массаж направлен на улучшение эстетического и психоэмоционального состояния клиента. Медицинский оказывают в лечебных и профилактических целях.
Чтобы определить нужна ли лицензия на массаж, следует обратиться к законодательству РФ. В п. 10 ст. 2 Федерального Закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в РФ» дано четкое определение медицинской помощи. Это комплекс мер, направленных поддержание или восстановление здоровья, в том числе, и использование медицинских услуг.
Медицинская услуга также имеет ясное определение. Это любое медицинское вмешательство с целью проведения профилактики, диагностики и лечения заболевания или реабилитационных мер. Также данную услугу следует оказывать только при заболевании или если имеется риск его возникновения.
Любая медицинская деятельность, проводимая на территории РФ, обязательно подлежит лицензированию. Основанием для этого служит Федеральный Закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании всех видов деятельности». В ст. 12 перечислены виды деятельности, обязательные к получению лицензии. Все требования к проведению этой процедуры указаны в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
В этом же документе перечислены все виды медицинских услуг, к которым относится и массаж. Эта деятельность относится к данному перечню в том случае, если основанием для ее проведения является заболевание. На законодательном уровне закреплены виды массажа подлежащих лицензированию.
В правовых документах РФ дано точное определение СПА-массажа. Также в документах перечислены все обязательные требования к помещению, персоналу. Главной отличительной особенностью СПА-процедуры является то, что ее делают здоровым людям. Таким образом, его проводят для эстетических целей и улучшению психоэмоционального фона. Также, бытовой массаж относится к категории СПА.
Остальные виды относятся к медицинским услугам, даже если специалист принимает не в поликлинике или оздоровительном центре. Поэтому предприниматели обязательно должны получить лицензию, если процедура не соответствует требованиям СПА-услуги.
На какой массаж нужна лицензия
Получать ее необходимо на любую его разновидность, если она не подпадает под категорию СПА. О том какие услуги следует относить к ним, сказано в следующих нормативных документах:
- Приказ Росстандарта от 29.11.2012 №1597-ст «ГОСТ Р 55317-2012» в котором даны определения и термины СПА-услуги;
- Приказ Росстандарта от 29.11.2012 №1605-ст «ГОСТ Р 55321-2012» в котором подробно расписаны все требования к СПА-массажу.
ГОСТ также выделяет другие разновидности данной услуги, но они будут относиться к бытовой или медицинской категории в зависимости от целей и тому, кому их оказывают. Если массаж направлен на улучшение эстетического вида или психоэмоционального самочувствия, то для его проведения не нужно получать лицензию. Для всех остальных разновидностей потребуется получить данный документ.
Какая инстанция выдает лицензии на массаж
Лицензия на массаж является бессрочным. Занимается выдачей Центральное управление Министерства здравоохранения. К ее получению следует подойти ответственно. Периодически инстанции могут устраивать согласованные и внеплановые проверки на соответствие массажного кабинета всем необходимым требованиям.
Список документов, которые необходимо подготовить
Чтобы пройти процедуру лицензирования понадобится следующий пакет документов:
- заявление о выдаче медицинской лицензии с предоставлением услуг массажа;
- пакет учредительных и регистрационных документов компании, где находится кабинет;
- свидетельства из ФНС и Росстата о постановке на налоговый и статический учет;
- документы на аренду помещения или подтверждение, что она находится в собственности у заявителя;
- документы о соответствии массажного кабинета всем требованиям СанПиНа;
- СЭЗ, написанное с учетом всех санитарно-эпидемиологических норм;
- перечень медицинского оборудования массажного кабинета;
- квитанция об оплате госпошлины.
Все перечисленные документы должны быть написаны в соответствии со всеми требованиями. Неправильное их оформление или неполный пакет может стать причиной отказа в получении лицензии. Также для соответствия с требованиями СанПиНа может потребоваться ремонт и отделка помещения. Ниже описана подробная инструкция как получить лицензию на массажный кабинет.
Сколько стоит лицензия на массажный кабинет
На стоимость данной процедуры влияют следующие факторы:
- месторасположение кабинета;
- надобность в оформлении СЭЗ и проведении ремонта помещения;
- сбор документации;
- наличие квалифицированного персонала;
- вид сотрудничества с заказчиком: получение лицензии «под ключ» или необходимо проведение дополнительных мероприятий.
Обычно данной процедурой занимаются специальные компании-посредники, которые берут на себя все организационные вопросы. От заказчика требуется предоставить подробную информацию по каждому пункту для составления сметы. Средняя стоимость услуги — от 50 000 рублей.
Этапы лицензирования массажного кабинета
Перед началом проведения данной процедуры нужно подготовить не только пакет документов, но и помещение. Лицензирование массажного кабинета проходит в несколько этапов:
- Организационный этап. Необходимо зарегистрировать предприятие как ООО, ОАО или ИП, встать на налоговый учет, выбрать ОКВЭД. Также в этот этап входит заключение договора аренды, если помещение не находится в собственности, и найм квалифицированного персонала. Предприниматель должен закупить необходимое медицинское оборудование.
- По необходимости проведение ремонта для получения СЭЗ — санитарно-эпидемиологического заключения.
- После обустройства массажного кабинета, следует подать заявление на получение СЭЗ и пройти проверку из пожарной службы. Данные проверки являются самым длительным этапом в лицензировании.
- Далее следует передать пакет документов в местное отделение Министерства здравоохранения. Проверка документов может занять до 2-х месяцев. Если к документам претензий нет, то предпринимателю получает лицензию.
Самое главное — это получить СЭЗ, поэтому при обустройстве массажного кабинета следует заранее ознакомиться с требованиями санитарных служб. Также важно, чтобы сотрудники имели соответствующую квалификацию.
Требования к помещению
В нормативно-правовой базе РФ четко регламентированы требования к массажному кабинету для лицензирования:
- на каждого сотрудника должно приходиться не менее 8 кв.м.;
- должно быть отдельное помещение для приема клиентов;
- в кабинете должно быть отопление и хорошая вентиляционная система для организации проветривания;
- обязательно наличие туалетной комнаты;
- освещение должно быть сделано таким образом, чтобы свет падал на клиента под углом и специалист мог комфортно работать;
- для отделки стен разрешено использовать плитку или моющие обои, чтобы была возможность проводить влажную уборку и дезинфекцию помещения, для отделки пола используют линолеум или другой материал, который просто мыть.
Кроме вышеперечисленных требований, установленных СанПиН, при выборе помещения нужно учесть следующие факторы для ведения успешной коммерческой деятельности:
- размещать массажный кабинет/салон стоит в местах большого пешеходного трафика или возле медицинских/образовательных учреждений;
- для ведения этой деятельности подойдет помещение, находящее в нежилом фонде.
Все перечисленные требования необходимы для получения медицинского лицензирования. Потому что больше всего сложностей при получении СЭЗ и разрешения от пожарной службы возникает из-за оборудования кабинета. Поэтому следует внимательно изучить все требования СЭС и только потом подавать документы на лицензирования массажных услуг.
Еще один важный пункт — оснащение кабинета массажа для лицензирования. Для этого понадобится специальная кушетка, шкаф для хранения, стол и стулья, раковина, простыни и полотенца, лучше всего одноразовые. Также следует позаботиться о наличии ширмы для клиента. Вся мебель должна быть легко моющейся. При оформлении кабинета лучше использовать пастельные оттенки.
Требования к персоналу
Чтобы получить разрешение на ведение деятельности, персонал должен удовлетворять следующим критериям:
- Медицинское образование, желательно — опыт работы.
- Владение различными методиками массажа, подтвержденное наличием сертификатом и дипломом.
Лицензия массажиста необходима для получения разрешения на ведение медицинской деятельности. Также сотрудники должен обладать следующими личностными качествами:
- стрессоустойчивость;
- коммуникабельность;
- доброжелательность.
Также все сотрудники должны своевременно проходить медицинские осмотры. Все дипломы, сертификаты и санитарные книги должны храниться у работодателя, чтобы их можно было показать комиссия для проверки на соответствие полученной лицензии.
Получение СЭЗ
Получать санитарно-эпидемиологическое заключение следует после того, как предприниматель уверен, что помещение соответствует всем указанным требованиям. Для его получения следует подать заявление в региональное отделение Роспотребнадзора.
Также понадобится передать все учредительные и регистрационные документы о предприятии. Сама процедура — бесплатная, специальная комиссия выезжает на осмотр помещения. В результате проверки СЭЗ либо выдают, либо предписывают исправить недочеты и подать заявление на повторную проверку.
Получение разрешения пожарной службы
Чтобы его получить необходимо провести ряд ремонтных работ для прохождения данной проверки:
- Если кабинет находится на первом этаже, а его площадь не превышает 300 кв.м., а численность персонала не превышает , допустимо наличие одного эвакуационного выхода.
- Двери эвакуационного выхода должны открываться по направлению выхода из здания.
- На видном месте должна находиться инструкция по пожарной безопасности.
- Все сотрудники могут быть допущены к работе после проведения противопожарного инструктажа.
- Во всех кабинетах должны быть размещены таблички с номером телефона пожарной службы.
- Должны быть противопожарные системы и огнетушители.
- При отделке помещения нельзя использовать легко воспламеняющиеся материалы.
- Мебель не должна загораживать доступ к выходу и огнетушителю.
Пожарная инспекция после подачи заявления выезжает на осмотр помещения и проверяет его на соответствие всем установленным нормам. Если они все соблюдены, то предприниматель получает разрешение пожарной службы.
Лицензия массажного салона
Получение медицинской лицензии массажного салона не отличается от процедуры ее оформления для кабинета. Для этого понадобится вышеописанный перечень документов. Единственное, что лицензия не потребуется, если это СПА-массаж. Но это в случае соответствия всем критериям, указанным в ГОСТе.
Все остальные разновидности массажа — аппаратный (например, lpg) или ручной, требуют лицензирования. Это обусловлено тем, что они включают в себя применение техник, способных повлиять на физическое здоровье человека. А значит, процедуру следует включить в перечень медицинских услуг.
Нелицензированная массажная деятельность
Предприниматель не может оказывать данную услугу без получения соответствующих документов, если это не бытовой массаж. За нелицензированную деятельность назначают административные штрафы. А если действия мастера навредили здоровью клиента, то это может привести к более серьезному взысканию.
За ведение предпринимательской массажной деятельности полагаются следующие санкции:
- организация — от 45 000 до 50 000 руб.;
- индивидуальный предприниматель — от 2 000 до 2 500 руб.
Если действия повлекли нанесение ущерба здоровью клиента:
- штраф — 300 000 руб.;
- общественные работы — 480 часов.
Наказание зависит от степени тяжести повреждений. Поэтому так важно получить лицензию на ведение массажной деятельности, чтобы не получить штрафных санкций.
Нередко предприниматели обращаются за помощью в оформлении всех документов в юридические компании. Конечно, этим можно заняться самостоятельно, но тогда понадобится изучить всю нормативно-правовую базу самостоятельно, а также записываться на приемы во все инстанции. Независимо от выбранного варианта, получение разрешения на оказание медицинских услуг, а именно массажа, позволит вести деятельность законно и успешно.