Охрана здоровья детей и подростков занимает одну из главных позиций среди приоритетных задач государства. Эта сфера жизни общества требует постоянного совершенствования и контроля. Уровень реализации мер по охране детского и подросткового здоровья является показателем социального здоровья всего общества в целом.
Важно! Понятие здоровья, по смыслу содержания устава ВОЗ, следует трактовать как полное благополучие всех сфер жизнедеятельности человека (физической, социальной, психологической и пр.), а не как отсутствие дефектов и болезней.
- Законодательное регулирование охраны здоровья детей и подростков
- Организация системы охраны здоровья детей в России
- Дополнительная информация
- Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков
- Проведение мониторинга здоровья обучающихся
- Консультирование подростков и профилактическое образование
- Подведем итоги
Законодательное регулирование охраны здоровья детей и подростков
Основой всего российского законодательства в области здравоохранения является Конституция РФ. Ст. 41 главного закона страны гарантирует право каждого члена российского общество на охрану здоровья и получение медицинской помощи на бесплатной основе в учреждениях Минздрава, осуществляющих деятельность за счет средств бюджетов разных уровней.
Во исполнение норм Конституции РФ, направленных на закрепление прав граждан на охрану здоровья, был принят ряд документов — Федеральных законов, основные из которых:
- «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
- «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.1998 г.
- «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.
Для того, чтобы конкретизировать и обусловить осуществление мер по предоставлению государственных гарантий, заложенных Конституцией и Федеральными законами, приняты подзаконные нормативно-правовые акты, в числе которых приказы Минздрава, постановления главного санитарного врача РФ и иные.
Это интересно: Дееспособность малолетних и несовершеннолетних
Организация системы охраны здоровья детей в России
Принцип приоритета охраны здоровья детей, прописанный на законодательном уровне, подразумевает разработку и реализацию комплекса мер социального, нормативного, научного, экономического характера, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности.
Система охраны здоровья включает в себя не только учреждения здравоохранения, где осуществляется диспансеризация, выявление заболеваний и их лечение, но и учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения вне зависимости от форм их организации и финансирования.
Деятельность медицинских учреждений по охране материнства и детства имеет несколько видов:
- перинатальное наблюдение:
- антенатальное (охрана жизни матери и плода до момента родов);
- интранатальное (направлено на снижение детской смертности и поддержание здоровья новорожденных детей (до 28 дней));
Интересно! Учеными доказано, что здоровье ребенка в первые 12 месяцев жизни зависит от здоровья его биологической матери на 80%.
- обслуживание детей грудного возраста (до 12 месяцев);
- диспансерное наблюдение за малышами и школьниками (до 15 лет);
- диспансеризация подростков (от 15 до 18 лет);
- оказание помощи в диагностике и лечении заболеваний в условиях поликлиник и стационаров, санаторно-курортных учреждений.
Социальная защита направлена на сохранение социального здоровья. Она имеет два уровня:
- Первый (повседневный) — осуществляется непрерывно. Реализуется посредством работы с семьями и в пределах образовательных учреждений. Этот уровень защиты представляет собой социальное оздоровление путем мониторинга и, при необходимости, аккуратного воздействия на среду постоянного обитания ребенка.
- Второй (чрезвычайный) — требует немедленного реагирования при выявлении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обусловленную потерей близких, экологической катастрофой, социальным сиротством.
К направлениям социальной защиты относят:
- профориентация и трудоустройство;
- выплату пособий;
- реабилитацию и адаптацию детей;
- реализацию права на жилище;
- содействие в получении квалифицированной правовой помощи;
- организацию оздоровительного отдыха детей, проживающих в экстремальных условиях и на территориях с неблагоприятной экологией.
В учреждениях системы образования здоровьесбережение реализуется в виде комплекса направлений:
- медико-санитарная помощь, предоставляемая в здравпунктах школ и детских садов;
- обеспечение детей питанием во время нахождения их в учреждении;
- определение необходимого и допустимого уровня нагрузок при обучении, соблюдение режима;
- популяризация правильного образа жизни;
- меры по предупреждению заболеваний, создание условий для оздоровления обучающихся;
- содействие своевременному прохождению детьми медицинских осмотров;
- профилактика девиантного поведения;
- обеспечение безопасности детей в период занятий;
- обучение педагогического состава приемам оказания первой помощи.
Дополнительная информация
Для всестороннего и объективного обследования детей в рамках образовательных учреждений создаются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).
Если ПМПк выявляет серьезные нарушения в здоровье обследуемого, консилиум выдает направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия состоит из врачей нескольких специальностей (логопед, невролог, офтальмолог), психолога, дефектолога, но может включать в себя и других специалистов. ПМПК действует на уровне муниципалитета, имеет большую значимость по сравнению с консилиумом и имеет право присваивать освидетельствованному лицу статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот статус дает возможность получения дополнительных льгот при обучении.
Образовательные учреждения разрабатывают и утверждают порядок проведения иструктажей по безопасности труда и другим видам деятельности, сопутствующим обучению. Различают вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой и иные виды инструктажей. Инструктаж может быть посвящен безопасности при, например, угрозе террористического акта, повышении зимнего травматизма, экскурсиях, туристских походах и т.д. Проведение того или иного инструктажа фиксируется регистрационной записью в журнале по технике безопасности учреждения.
Это полезно знать: Дают ли инвалидность после удаления почки
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков
Наиболее удобная классификация определяет следующие группы факторов, от которых зависит здоровье детей:
- эндогенные (внутренние причины, к которым можно отнести наследственность, врожденные пороки, внутриутробные воздействия и пр.);
- экзогенные (внешние факторы, оказывающие влияние на детей уже после рождения):
- природно-климатические (рельеф, экологическая обстановка, климат и пр.);
- социально-экономические (уровень жизни, организация быта, питания и пр.);
- социально-гигиенические (степень воспитанности и обученности детей, навыки гигиены и общий культурно-образовательный уровень).
В повседневной жизни воздействие всех этих факторов на ребенка или подростка происходит непрерывно. Эндогенные факторы во многом определяют состояние объективных физических показателей. Экзогенные же оказывают влияние на уровень социальной адаптации и состояние психики детей.
Проведение мониторинга здоровья обучающихся
Осуществление комплексной системы наблюдения за детьми в образовательных учреждениях позволяет отслеживать персональную динамику показателей каждого ученика, а также обобщать полученные результаты и анализировать их. В мониторинге, как правило, участвуют кризисные группы. К ним относят:
- первоклассников;
- учеников пятых классов;
- выпускников 9-го и 11-го классов.
Мониторинг направлен на сбор и обработку информации о физическом, психическом и социальном самочувствии детей. На основе полученных данных каждому из компонентов здоровья присваивают один из уровней:
- высокий;
- допустимый;
- тревожный;
- критический.
В зависимости от того, какой результат получен, намечаются основные направления работ, подбираются соответствующие методики, корректируются педагогические планы.
Консультирование подростков и профилактическое образование
Трудности подросткового возраста, связанные с психоэмоциональным становлением личности на фоне яркого гормонального всплеска, зачастую отражаются на самоопределении подростка в обществе. Переход ребенка во взрослую жизнь требует осторожного контроля и наблюдения не только со стороны членов семьи, но и психологов, представителей образовательных учреждений и социальных служб.
Наиболее востребованными среди подростков являются следующие виды консультирования:
- по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;
- по вопросам нарушения межличностных отношений;
- по проблемам нарушения внутренней гармонии;
- по развитию самосознания.
Самое главное в работе специалиста, осуществляющего консультирование, — установить доверительный контакт с подростком. Затем определяются основные проблемы, требующие внимания и коррекции. Прекращение консультативного контакта происходит естественно, когда подросток начинает ясно осознавать свои проблемы и самостоятельно находить правильные пути их решения.
Подведем итоги
Сохранение здоровья детей и подростков, его укрепление являются целью государства и общества. Комплексная и эффективная работа медицинских, образовательных учреждений, органов социальной защиты, направленная на улучшение всех показателей детского здоровья, является залогом надежного будущего нашей страны.