Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин страны имеет право на получение качественной бесплатной медицинской помощи. Но что делать, если услуга оказана не должным уровнем, совершена врачебная ошибка или в помощи вовсе было отказало? В этом случае следует защищать свои права! Как сделать это правильно? Попробуем разобраться.
- Законодательная база
- В каких ситуациях можно подавать жалобу в Министерство здравоохранения
- Какими способами можно подать жалобу
- Личный прием
- По почте
- Онлайн через электронную приемную
- Как написать жалобу в Министерство Здравоохранения: структура документа
- Сроки рассмотрения жалобы, поданной в Министерство здравоохранения
- Как пожаловаться на поликлинику на сайте Министерства здравоохранения
- Как отослать письменную жалобу в Министерство Здравоохранения
- Как пожаловаться на поликлинику, на персонал клиники
- Жалоба на врачей по телефону горячей линии
Законодательная база
Главным законом, регламентирующим оказание медицинской помощи, является № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 года. Данный закон определяет оказание помощи, освещает права и обязанности людей и отдельных групп населения в области здравоохранения. Также в нем описаны предписания для организаций, которые оказывают медицинскую помощь.
Основными принципами здравоохранения являются следующие:
- права любого гражданина в области охраны здоровья должны соблюдаться всеми организациями, оказывающими медицинские услуги как на бюджетной, так и на коммерческой основе;
- при оказании помощи приоритет отдается интересам пациента;
- медицина должна быть качественной и общедоступной;
- никому нельзя отказывать в помощи в случае, если она необходима.
Важно помнить, что в первую очередь при нарушении прав пациента следует обращаться к руководству лечебно-профилактического учреждения (главному врачу, заведующему отделения). Если это не приносит результата, стоит писать в Минздрав.
В каких ситуациях можно подавать жалобу в Министерство здравоохранения
Случаи, когда стоит это делать:
- вам отказано в оказании помощи;
- услуги оказаны плохо или не в полном объеме;
- во время лечения медицинский персонал допустил грубые ошибки, которые сказались на здоровье гражданина или стали причиной его гибели;
- от пациента требуют денег за услугу, которая должна быть оказана бесплатно;
- была разглашена врачебная тайна;
- в организации отсутствуют необходимые для лечения медикаменты, инструменты и расходные материалы;
- персонал проявил по отношению к пациенту неэтичное поведение.
Неразглашение врачебной тайны — один из главных столпов медицинской деонтологии. Однако, согласно действующему законодательству, в некоторых случаях она может быть разглашена третьим лицам (например, если это требуется для расследования совершенного преступления). Поэтому важно узнать, имелись ли дополнительные обстоятельства, которые могли стать причиной разглашения тайны.
Какими способами можно подать жалобу
Отправить претензию доступно несколькими методами, которые будут описаны ниже.
Личный прием
Так могут записаться жители Москвы и Московской области. Конечно, визит займет некоторое время, однако будьте уверены в том, что вас выслушают.
Чтобы записаться на прием, позвоните по телефону, указанному на официальном сайте Минздрава.
Если претензия касается оказания бесплатной медицинской помощи, можно посетить страховую компанию, которая выдала полис. Через них проходит финансирование, выделяемое государством на нужды лечебно-профилактических учреждений, поэтому они обладают реальной властью и могут оказывать влияние на работу больниц и поликлиник.
Встречи с представителями Минздрава проходят по определенным правилам. С собой требуется взять паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Прием ведется в порядке живой очереди, поэтому, скорее всего, придется приготовиться к длительному ожиданию: желающих подать жалобу обычно довольно много.
По почте
Если хотите, можно отправить письмо на адрес, указанный на сайте Министерства Здравоохранения. К нему стоит приложить документы, которые подтверждают обоснованность ваших претензий (копии чеков на приобретенные лекарства, выписку из истории болезни и т. д.). Жалоба составляется в свободной форме. При этом важно излагать информацию в сжатом виде, не проявляя излишней эмоциональности. В письме обязательно должно быть точное наименование организации, которая оказывала медицинские услуги.
Онлайн через электронную приемную
Проще всего подать жалобу через сайт Минздрава.
Для этого необходимо:
- выйти на главную страницу Министерства;
- нажать на ссылку «Форма для обращения граждан», которая располагается в левом нижнем углу страницы;
- заполнить все поля, которые отмечены звездочкой;
- кратко описать произошедшую ситуацию;
- в случае необходимости прикрепить снимки медицинских документов;
- обозначить регион, из которого подается жалоба (в противном случае она не будет рассматриваться).
Размер претензии не должен превышать двух тысяч символов. Письмо, имеющее больший объем, надо отправить обычной почтой.
Как написать жалобу в Министерство Здравоохранения: структура документа
Письмо должно иметь определенную схему. В нем заявитель указывает:
- свои контактные данные, Ф. И. О.;
- адрес медицинского учреждения и его наименование. Если жалоба идет на конкретного врача, следует написать его должность, а также фамилию, имя и отчество.
Важно помнить, что сама жалоба пишется в свободной форме, однако не стоит допускать лишних эмоций и пространных рассуждений. Следует изложить только факты, подкрепив их необходимыми медицинскими документами.
Жалоба не будет рассмотрена, если в ней присутствует нецензурная брань или оскорбления.
Сроки рассмотрения жалобы, поданной в Министерство здравоохранения
Претензия в Минздрав должна быть зарегистрирована в течение трех суток после получения. Официальный ответ заявителю приходит не позже 30 дней с момента регистрации.
Узнать, на какой стадии рассмотрение жалобы, можно по телефону, указанному на www.rosminzdrav.ru.
Как пожаловаться на поликлинику на сайте Министерства здравоохранения
Жалоба в департамент на больницу подается стандартным способом: через форму на сайте или по электронной почте. При этом особенно важно тщательно заполнить все поля формы и указать регион, откуда подается жалоба. Анонимные, а также содержащие нецензурную брань, угрозы или необоснованные обвинения рассматриваться не будут.
Претензия не может быть рассмотрена, если для ответа на нее требуется разглашение государственной тайны или нарушение федерального законодательства.
Как отослать письменную жалобу в Министерство Здравоохранения
Желательно отсылать заказным с уведомлением о доставке и полной описью содержимого. В конверт необходимо вложить копии документов, которые обосновывают имеющиеся у вас претензии. Обязательно указываются контактные данные отправителя и его обратный адрес. Анонимные жалобы представители Министерства Здравоохранения не рассматривают.
Как пожаловаться на поликлинику, на персонал клиники
В связи с оптимизацией здравоохранения и изменениями, происходящими в области охраны, качество оказания медицинской помощи в поликлиниках существенно снизилось. Поэтому многие граждане недовольны обслуживанием и подают многочисленные жалобы на персонал лечебно-профилактических учреждений.
Отправить обращение можно руководству клиники, например, к главному врачу, обратившись в отдел контроля качества (если таковой имеется), в Минздрав или в прокуратуру. Желательно начать с руководства клиники: не исключено, что проблему можно решить, не выходя на уровень Министерства.
Жалоба пишется в свободной форме с указанием адреса, фамилии имени и отчества заявителя. К ней прикладываются документы, которые подтверждают обоснованность имеющихся претензий. Также желательно написать, какие именно законы были нарушены доктором, главврачом или руководством клиники.
Жалобу на поликлинику в Минздрав стоит писать, если в учреждении отсутствуют какие-либо лекарства или изделия, необходимые для качественного оказания помощи гражданам, а также при грубом нарушении прав пациента.
Если вы хотите написать жалобу в Минздрав, образец можно найти в глобальной сети. Также можете скачать готовый бланк.
Жалоба на врачей по телефону горячей линии
Существует номер, на который можно пожаловаться на доктора или больницу, где была оказана некачественная услуга.
Телефон находится на сайте Министерства.
Прежде чем позвонить, следует записать свои претензии, чтобы сэкономить время и быстро изложить суть проблемы. Постарайтесь говорить без лишних эмоций: для того чтобы помочь вам, оператору важны факты.
Дозвониться на горячую линию Минздрава непросто, однако стоит запастись терпением: специалисты смогут дать вам консультацию относительно дальнейших действий, помочь правильно составить письменную жалобу и т. д. После звонка вам надо будет оставить свой контактный номер, чтобы с вами связались после рассмотрения вашей претензии.
Перед тем как жаловаться на больницу, женскую консультацию или поликлинику по телефону, приготовьте паспорт, СНИЛС и другие документы. Их номера, скорее всего, понадобятся при разговоре с сотрудником горячей линии.
Жалоба на врача в Министерство Здравоохранения, образец которой можно найти в Интернете — последнее средство, которое стоит использовать при нарушении собственных прав. Для начала нужно попытаться решить проблему без написания заявления, например, обратиться к руководству лечебно-профилактического учреждения. Может быть, жалоба в Здравоохранение не понадобится и вы сможете сэкономить время и силы.